Широтные измерения и карта Энтони Дженкинсона 

   Энтони Дженкинсон (1529 - 1610) - первый полномочный посол Англии в России, был путешественником, купцом, автором подробной карты России, Каспийского моря и Средней Азии. Кроме дипломатической миссии 1557 года, в Россию он приехал с заданием от Московской компании выяснить торговый путь на восток, в Индию и Китай. Получив от русского царя охранные грамоты и право на беспрепятственный путь по Волге до Каспийского моря, Дженкинсон вместе с двумя англичанами, татарином- переводчиком и с грузом английских товаров в апреле 1558 года отправился в путь. По Оке и Волге они добрались до Астрахани, купили и снарядили маленький корабль в компании с несколькими персидскими и татарскими купцами и поплыли вдоль берега Каспийского моря. В районе полуострова Мангышлак судно разгрузили, сформировали караван из 1000 верблюдов и в сентябре отправились на восток. Приключений было очень много. В каждом ханстве на их пути местные правители забирали у них примерно десятую часть товара, да еще грабили обыкновенные разбойники. Добрались до Ургенча, затем до Бухары. Дальнейший пути был невозможен из-за постоянных военных действий и бандитизма. Энтони Дженкинсон вернулся назад к Каспийскому морю, восстановил брошенный ими корабль и с большими приключениями вернулся в Астрахань. Записки Дженкинсон под названием "Путешествие в Среднюю Азию" являются захватывающим повествованием, которое могжет поспорить со многими авантюрными романами. В процессе своего путешествия Э. Дженкинсон выполнил значительное число широтных измерений, которые привел в тексте и в приложении к своим запискам. Вернуться в Англию ему удалось только в феврале 1560 году, а в 1562 году была издана карта под названием "Описание России, Московии и Тартарии". Правда издавалась она уже без него, с августа 1561 года по июль 1564 года неугомонный Дженкинсон снова путешествовал, сначала в Россию, затем спустился по Волге до Каспия, далее в Персию.
Карта Э.Дженкинсона охватывает территорию от Балтийского моря до р.Обь, от Ледовитого океана до Персии, Бухары и Андижана.
 
Карта Э. Дженкинсона 1562 г.
  
   На карте по западной и восточной рамкам подписаны значения широт через 1 градус. Значений долготы нет. На шкале линейного масштаба даны значения в русских, английских и испанских милях отнесенных к длине 1 барликорна на карте. Английская единица длины барликорн = 1/3 дюйма = 8.4667 мм ( изначально - длина ячменного зерна, сейчас - единица размера обуви с Англии и США). В линейном масштабе карты в 1 барликорне на карте 20 испанских миль, 60 английских миль или 80 верст. Кроме этого, длина 1 градуса по меридиану на карте так же равна 1 барликорну. Уважая происхождение Дженкинсона, вычислим масштаб карты исходя из длины английской мили.  Современное значение в 1609.3 м (5280 футов) английская миля получила в 1593 году по указу королевы Елизаветы I. До этого применялась лондонская миля 1524 м (5000 футов). Если принять это значение, то длина 1 испанской мили будет 4572 м, 1 версты – 1143 м, длина 10 меридиана – 91.44 км. Масштаб карты – 1/10800000 или в 1 см - 108 км. Можно отметить, что согласно Меркатору 1 испанская миля  = 1 галльской миле = 4440 м ( на его карте Испании приведен линейный масштаб с немецкой и испанской милями ), что близко к полученному значению.     
     Особый интерес вызывают широтные измерения Э.Дженкинсона, которые приведены в таблице ниже. В столбце 2 в некоторых случаях дается два значения широты, так как имеются различия значений в тексте и в сводной таблице в конце записок. 
  
Объект
Дженкинсон - текст Истинные значения Δφ Дженкинсон - карта
1
2
3
4
5
Холмогоры
64010' (64025')
64013'
-3' (+12)
64035'
Вологда
59011'
59012'
-1'
59016'
Великий Новгород
58026'
58031'
-5'
58021'
Москва
55010'
55045'
-35'
55007'
Муром
56000'
55034'
+26'
56012'
Нижний Новгород
56033' (56018')
56020'
+13'  (-2)
56051'
Казань
55033'
55047'
-14'
57016'
Саратов
51040'
51033'
+7'
Астрахань
47009'
46022'
+46'
46029'

Устье Волги

46027'

46019'

+8'

46000’

Ургенч

42018'

42019'

-1’

41043'

Бухара

39010'

39047'

-37’

39036'

   
Различия между измеренными и истинными значениями (3 столбец) показывают, что точность широтных измерений Дженкинсона достаточно высока и колеблется от 1’ до 46’. В столбце 5 приведены значения широт пунктов, полученные графически с карты Дженкинсона. Широты всех пунктов совпадают в пределах 20’. Исключением являются г.Казань, которая помещена северней почти на 2 градуса.
    Что касается содержания карты, то  Э.Дженкинсон впервые достаточно подробно отобразил на карте районы Средней Азии, которые посетил сам или собрал сведения у местных сведущих людей. Обозначены Туркменское, Бухарское, Самаркандское, Ташкентское ханства, Персия, территории Моголов и Киргизов с их основными городами.   Каспийское море показано с искажениями, нет Аральского моря, Амударья впадает в Каспий. Не забыто оз. Китай, в которое с юга втекает р.Сур (скорей всего р.Сырдарья) с истоками в районе Ташкента и Андижана, а из озера вытекает р.Обь. В устье Оби на правом берегу есть изображение Золотой Бабы. Река Волга дана с притоками Самара, Иргиз, Еруслан. Центральная и западная часть России во многом заимствован с карты Антония Вида.
 
Фрагмент карты Э. Дженкинсона 1562 г. 
 
Истоки Волги, Днепра и Зап.Двины берут начало в общем озере, обозначенным как Волок-озеро. Как и на карте Вида, города Унжа и Чухлома показаны на двух притоках реки, впадающей в Волгу в районе г.Балахны (впервые город упоминается 1536 г). Правда, вместо названия города Onsthea, Дженкинсон указал Ousheia, что можно перевести как Усолье Галицкое, нынешний город Солигалич, вблизи Чухломы.   
    Интересное превращение получили военные лагеря московского и ливонского войска у г.Опочки, показанные на карте Вида. Дженкинсон изобразил их в виде 4 населенных пунктов по двум сторонам реки без подписи названий. 
  На севере, вместо Онежского озера показана река Онега с истоком из Ладоги, она проходит через Белое озеро, г.Каргополь и впадает в Белое море. Достоверно показаны район Белое море, Кольский полуостров и побережье Ледовитого океана. Вероятно, все эти районы были нанесены с использованием карты, составленной по результатом плавания капитана Стифена Бэрроу в 1556 - 57 годах. 
  Об этом плавании хочется рассказать отдельно. Московская торговая компания не потеряла надежды разыскать северных проход в Китай и в 1556 г. направила Бэрроу на пинассе “Серчерофт” изучить морской путь до р.Обь и разыскать два потерявшиеся корабля экспедиции Хью Уиллоби. Капитан Бэрроу Оби не достиг, пропавшие суда не нашел, но выполнил большой объем работ по изучению и картографированию Русского Севера.
 
Карта Уилльяма Бэрроу 1557г.
  
Выйдя в последних числах апреля 1556 г. из Англии, к 10 июня корабль Бэрроу достиг устья реки Кола (в районе нынешнего Мурманска), где встретил много русских судов. Вот некоторые выдержки из его записок: " В четверг, 11-го, в 6 часов утра к нашему борту причалила русская двадцативесельная ладья, в которой было 24 человека. Шкипер ладьи поднес мне большой каравай хлеба, 6 кольцевидных хлебов, которые у них называют калачами (colaches), 4 сушеных щуки и горшок хорошей овсяной каши; я же дал шкиперу лодки гребень и маленькое зеркало...Пока мы стояли на этой реке, мы ежедневно видели, как по ней спускалось вниз много русских ладей, экипаж которых состоял минимально из 24 человек, доходя на больших до 30. Среди русских был один, по имени Гавриил, который выказал большое расположение ко мне, и он сказал мне, что все они наняты на Печору на ловлю семги и моржей; знаками он объяснил мне, что при попутном ветре нам было всего 7-8 дней пути до реки Печоры, и я был очень доволен обществом русских. Этот Гавриил обещал предупреждать меня о мелях, и он это действительно исполнил".  Надо сказать, что пинасса не превосходило поморские ладьи, была маленьким судно с экипажем  в 10 человек, в число которых входил сам капитан, его младший брат Уилльям Бэрроу и 8 матросов. Оба брата были бывалыми мореходами. Они принимали участие в первом плавании Ричарда Ченслера в 1553 г. Младшему тогда было 16 лет.  " В понедельник, 22 июня, мы выехали из реки Колы со всеми русскими ладьями. Однако, плывя по ветру, все ладьи опережали нас; впрочем, согласно своему обещанию, Гавриил и его друг часто приспускали свои паруса и поджидали нас, изменяя своим спутникам."  Гавриил довел судно Бэрроу до устья р.Мезень. "За его помощь и товарищеское отношение к нам при проходе через мели я вознаградил его двумя маленькими гребешками из слоновой кости, стальным зеркалом и еще двумя-тремя безделушками; все это он принял с благодарностью." Дальше Бэрроу обошел полуостров Канин, пройдя мимо о.Колгуев, достиг устья р.Печера, потом поднялся до о.Новая Земля, где встретившиеся русские поморы указали ему дорогу на р.Обь. К концу августа долго пытался пройти мимо о.Вайгач в Карское море, но сильные ветра и льды заставили вернуться в устье Двины на зимовку. В следующем году Бэрроу тщательно исследовал побережье Кольского полуострова, но пропавших кораблей не нашел. На протяжении всего плаванья Стифен Бэрроу занимался картографированием берегов, часто сходил на берег для выполнения точных широтных измерений и определения склонения магнитной стрелки. Вернувшись в Англию, была составлена карта, которую можно считать первым изображением побережья Русского Севера. В нижней части карты стоит подпись Уилльям Бэрроу.   
  Возвращаясь к карте Э. Дженкинсона отметим, что при ее составлении впервые использованы измеренные широты 13 пунктов. Это привело к существенному повышению точности карты. В таблице ниже приведены расстояния по прямой между некоторыми городами, измеренные на современной карте и на карте Дженкинсона. 
 
Между пунктами
Современная карта
Карта Дженкинсона
Холмогоры - Москва
970 км
902 км
Вологда - Москва
409 км
396 км
Великий Новгород – Казань
1115 км
1117 км
Москва - Астрахань
1275 км
1032 км

  Как видно из таблицы, длины линий вдоль параллели от Великого Новгорода до Казани совпали точно, остальные линии ориентированы вдоль меридиана и на старой карте все несколько меньше, что еще раз подтверждает точность ее построения – размер земного шара у Дженкинсона значительно меньше современного значения.
            Карта Э. Дженкинсона была замечена современниками. Фламандский картограф Авраам Ортелий (1527 - 1598) поместил ее в свой атлас Тheatrum Orbis Terrarum (Зрелище круга земного), изданный в Антверпене в 1570 году. Это был первый в истории географический атлас, скорее географический справочник, в котором краткому описанию страны или региона сопутствовала карта территории. Всего 53 карты разных авторов, имена которых указаны Ортелием в специальном разделе книги. В их числе Э. Дженкинсона, Г.Меркатор,  Гемма Физиус, как не странно, Антоний Вида и другие. Атлас имел большой успех, переиздавался 40 раз до 1624 года, являлся самой дорогостоящей книгой в XVI веке. Столь прибыльный бизнес заинтересовал многих картографов и книгоиздателей, которые до этого зарабатывали на изготовлении глобусов и больших настенных карт и, в том числе, Герарда Меркатора.  

 

                      В оглавление        <- назад        вперед ->