Карта барона Герберштейна и Китайское озеро 

  Барон Сигизмунд фон Герберштейн (1486-1566) являлся видным дипломатом Священной Римской империи. Он дважды посетил Русское государства с дипломатическими миссиями в 1517 г. и в 1526 г. в качестве посредника в мирных переговорах Москвы и Великого княжества Литовского. Посольство 1526 г. продлилось 9 месяцев. Этот период Герберштейн посвятил сбору сведений по истории, быту, торговле и географии России - расспрашивал множество людей, изучал древнерусские летописи и сочинения, собирал русские дорожники. Результатом исследований явилась изданная в 1549 г. на латинском языке книга "Записки о Московии". Капитальный труд Герберштейна надолго стал основным источником знаний европейцев о России, который и в настоящее время читается с громадным интересом. В 1546 г., еще до выхода "Записок о Московии", Герберштейн издал карту Московии. 

Карта Московии Герберштейна 1546 г.

Гравировал карту и, скорее всего, составлял ее немецкий художник, землемер и картограф Августин Хиршфогель (1503  -1553). C правой стороны карты имеется запись об его участии. Хиршфогель известен своими картографическими работами для императорского двора Вены - карта границ Турции, карта Австрии, карта Вены и др. Как художник, он является автором многих эстампов и гравюр, в том числе 23 офортов для иллюстрации "Записок о Московии". В этой связи, возникает вопрос, кого считать автором карты 1546г? Дипломат Герберштейн собрал метрические и описательные картографические данные о территории, картограф Хиршфогель составил по этим данным лист карты. В данном случае автором считается барон Сигизмунд фон Герберштейн. В случае Антония Вида и Ивана Ляцкого все ровно наоборот.
   Карта Герберштейна охватывает примерно ту же территорию, что и карта Вида. Ориентирована на север. Параллели и меридианы отсутствуют.
   Реки Волга, Днепр и Зап.Двина имеют раздельные истоки, а не начинаются в едином озере. Ладожское озеро приняло более значительные размеры по сравнению с картой Вида, но отсутствует Онежское озеро и другие карельские озера. Есть Кубенское озеро в истоках р.Сухоны.  Достоверно показаны Уральские горы. Около устья р.Обь есть изображение Золотой бабы, но в истоках Оби показано вымышленное Китайское озеро.     
Сведения об истоках Оби Герберштейн взял из "Югорского дорожника", составленного русскими землепроходцами и дословно приведенного в "Записках о Московии". " От устья Иртыша до крепости Грустины два месяца пути; от нее до озера Китая (Kitai) рекой Обью, которая, как я сказал, вытекает из этого озера, более чем три месяца пути. От этого озера приходят в большом множестве черные люди, лишенные общего всем дара слова; они приносят с собой много товаров, преимущественно же жемчуг и драгоценные камни ... ". Последствия этой географической ошибки были очень велики. Упоминание русских землепроходцев об оз. Китай и возможности добраться до него по р.Обь очень заинтересовало английских купцов.  
    Карта Герберштейна вышла в 1546 году, его "Записки о Московии" изданы в 1549 году, а уже в 1551 году в Лондоне была основана " Компания купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и доселе морским путем не посещаемых". Первичный капитал компании, составлявший 6000 фунтов стерлингов , состоял из 240 паёв. Эти паи, стоимостью 25 фунтов стерлингов каждый, были приобретены 201 человеком, из которых 199 были  мужчинами и 2 женщинами. Среди  учредителями  были Джон Дадли  герцег Нортумберлендский, мореплаватель Себастьян Кабот, математик и астроном Джон Ди и другие. Изначально компания намеревалась найти Северо-восточный проход к Китаю, т.е. добраться до истоков Оби. 
  10 мая 1553 года на поиски северного пути в Индию и Китай через Северный Ледовитый океан было отправлено три корабля, снаряжённых компанией: 160-тонный «Эдуард Благое Предприятие» («Edward Bonaventure»), 120-тонная «Добрая Надежда» («Bona Esperanza») и 90-тонное «Благое упование» («Bona Confidentia»). Руководил экспедицией и командовал  судном «Добрая Надежда» капитан-генерал сэр Хью Уиллоби, «Благое упование» — командовал Корнелий Дюрферт, а «Эдуард Благое Предприятие» - шкипер из Бристоля Ричард Ченслер. Корабль, которым командовал Ченслер, попал в шторм у Лофотенских островов на северо-западе Скандинавского полуострова и отделился от двух других кораблей.
   Корабли Уиллоби достигли Баренцева моря и Новой Земли, затем вернулись к Кольскому полуострову и встали на зимовку в устье реки Варзина. Весной следующего года поморы нашли эти два корабля с 63 трупами на борту, включая капитана Хью Уиллоби. Тела участников экспедиции были обнаружены в совершенно естественных бытовых позах, более того, мертвыми оказались даже корабельные собаки. Трюмы кораблей были полны самыми различными товарами, в избытке было и провианта. Поморы не притронулись к находке, а доложили о случившемся начальству в Холмогоры, оттуда сообщили уже царю Ивану Васильевичу. Тот распорядился найденный груз опечатать, а тела моряков перевезти в Холмогоры и передать представителям английской стороны.
   Ричард Ченслер на своем судне доплыл до Белого моря, 24 августа 1553 г. вошел в Двинский залив, пристал к берегу в бухте св. Николая. Узнал, что он в России и что местные жители слыхом не слыхивали ни об Индиях, ни о Китае. Тогда Ченслер поехал в Холмогоры к воеводе Фофану Макарову, который отправил его в Москву к царю Иван Васильевичу. Иван Васильевич продержал англичанина в Москве до весны, а потом с богатыми подарками и царской грамотой на беспошлинную торговлю отпустил на север. В 1554 г. судно Ченслера вернулось в Англию.  Английские купцы сразу поняли выгоду торговли с Россией, переименовали компанию, пославшую экспедицию, в  "Московскую торговую компанию", которая получила монопольное право торговать в Московском государстве и  просуществовала до 1917 г. Предприимчивость английских купцов просто поражает. Не успев вернуться, в следующем 1555г. Ричард Ченслер вторично был отправлен в Россию с поверенными компании для заключения торжественного договора с русским царем. Получив от Ивана IV жалованную грамоту на право свободной торговли купцов "Московской торговой компании", Ченслер на четырех судах отправился на родину вместе с русским посольством (в состав входили10 русских купцов) во главе с дьяком посольского приказа Осипом Григорьевичем Непеей. У берегов Шотландии три корабля флотилии, в том числе корабль Ченслера, утонули. Погибли сам Ченслер и члены русского посольства. Непея чудом спасся и был доставлен из Шотландии в Лондон, там представлен королеве Марии Тюдор и ее супругу Филиппу II. Московская торговая компания оплатила все издержки посла при пребывании в Англии. В 1557 года  Осип Непея вместе с английским послом Энтони Дженкинсоном вернулся в Россию, доставив "мастеров многих, дохторов, злату и серебру искателей,  и иных многих мастеров" и передав царю две английские грамоты и подарки, в числе которых "льва и львицу живы". Вот примерный график этого путешествия: морской переход 12 мая Лондон - 12 июля устье Двины - с 3 по 15 августа в Холмогорах, далее переход на лодке по реке - 20 сентября Вологда - 1 декабря отбытие из Вологды на почтовых санях - 6 декабря прибытие в Москву. Как львы выдержали такое путешествие - непонятно.  Английский посол Энтони Дженкинсоном  стал следующим составителем карты России.
 
 
 
                      В оглавление        <- назад        вперед ->